К главной
Спецпроект
Венчурный инвестор, президент Международной организации инвесторов INVESTORO, руководитель Клуба инвесторов Школы управления СКОЛКОВО Виталий Полехин о том, как одеваться на питчинг, тренде на lifelong learning и стартапах, которые меняют мир
main
В совместном проекте «РБК Стиль» и HENDERSON выпускники Школы управления СКОЛКОВО, успешные предприниматели и инвесторы, рассуждают о современном бизнес-образовании, будущем бизнеса в России и стиле как способе самовыражения.

— Сейчас много различных организаций, клубов и площадок, которые объединяют инвесторов и соискателей инвестиций. Расскажите, в чем особенность Клуба инвесторов Школы управления СКОЛКОВО?

—  Клуб инвесторов Школы управления СКОЛКОВО — это закрытый клуб, который доступен только для выпускников СКОЛКОВО. Ключевая идея заключается в том, что одни выпускники смотрят проекты других. Клуб инвесторов СКОЛКОВО — это сообщество внутри другого сообщества. Это одна из немногих площадок в России, где можно смотреть и питчить идеи, а не уже реализованные проекты с отчетностью о первой выручке. Потому что сама Школа уже служит неким фильтром, и люди, выступающие с питчами, уже подготовленные.

— Вы активно занимаетесь и другими инвесторскими сообществами?

—  Да, я являюсь членом правления Европейской ассоциации бизнес-ангелов, объединяющей 150 различных клубов в 50 странах мира. Каждый из этих клубов имеет свою повестку, но основная идея в том, что в этих клубах инвесторы смотрят проекты предпринимателей. А ключевым для меня с точки зрения профессионализации этого рынка является то, что в Международной организации инвесторов Investoro мы, с одной стороны, объединяем частных инвесторов, то есть непрофессиональных участников рынка частных инвестиций и стартапов, а с другой — мы объединяем профессиональных венчурных инвесторов из разных венчурных фондов. И для каждой категории мы создаем определенную повестку, для венчурных фондов — мероприятия и оригинальный пайплайн проектов, для частных инвесторов — стартапы и сделки, в которых уже есть венчурные инвесторы. Это позволяет частным инвесторам и стартапам иметь более положительный опыт, чем обычно.

— Во время пандемии возникла тенденция к объединению. Насколько это важно и необходимо в бизнес-среде и почему это важно делать не только в кризисные времена?

—  На самом деле сообщества были популярны и до пандемии. Просто для многих участников рынка такая необходимость — присоединиться к тому или иному сообществу — возникла во время пандемии. Какие-то старые модели перестали работать. Людям нужна поддержка от тех, кто находится в таком же контексте, что и они, — от близких по духу людей. У них есть определенный род задач и проблем, которыми им хочется поделиться с людьми, которые их поймут. Причем это могут быть люди из совершенно разных рынков и индустрий. Главное — бизнес-контекст.

— Вы активно существуете в контексте, какие, на ваш взгляд, самые трендовые направления для стартапов в России сегодня?

Образ Виталия Полехина — осенне-зимняя коллекция HENDERSON 2021/22.

—  Россия здесь мало чем отличается от глобального рынка. Венчурный рынок достаточно шаблонный, все смотрят на тренды и друг на друга. Кризисы и великие потрясения считаются временами, когда формируются самые доходные портфели. Потому что старые модели перестают работать, и новые стартапы потом становятся технологическими звездами. Сейчас как раз такое время.

— А что скоро выстрелит, как думаете?

—  Все венчурные инвесторы ждут какую-то новую волну сервисов, которые еще до пандемии были не нужны. Ну, условно, никто так активно раньше не пользовался видео-конференц-связью. Сильные видоизменения ждут офлайн-ретейл. И есть четкое понимание, что эта волна должна возникнуть на руинах пострадавшего в пандемию бизнеса. То, чем раньше пользовались только ранние последователи, сейчас интегрируется в массы, и эти стартапы растут, они привлекают деньги. Сегодня инвесторам интересно вкладывать, поэтому венчурный рынок 2020–2021 годов бьет рекорды всех времен. Как с точки зрения количества сделок, так и с точки зрения объемов инвестиций в стартапы по всему миру.

— Вы в 2011 году инвестировали в Delivery Club, который имеет огромный успех. Есть ли такое понятие, как «интуиция инвестора»? Вкладываясь в ту или иную компанию, вы чувствуете, что она выстрелит?

—  В этой связи хочется сказать, что венчурный рынок — это один из немногих рынков, который пока еще сложно автоматизировать. На других рынках существует технический анализ, нейросети, какие-то системы отбора. Но именно на венчурном рынке по-прежнему ценится опыт венчурного инвестора, потому что этот опыт формирует определенную чуйку. Существуют еще качественные показатели, которые сложно каким-то образом оцифровать. Допустим, ты должен лично, общаясь с командой стартапа, почувствовать, насколько сильный у них энтузиазм по поводу собственного продукта. Я инвестирую в стартапы с 2008 года. И конечно же, в первые годы у меня такой чуйки просто быть не могло. Поэтому тогда я соинвестировал с более опытными людьми, и это помогло мне с самого начала делать достаточно интересные вложения, в том числе в Delivery Сlub.

Образ Виталия Полехина — осенне-зимняя коллекция HENDERSON 2021/22.

— Что для вас значит венчурное инвестирование?

—  Стартапы — это тот момент, когда ты можешь стать причастным к истории, которая меняет рынок индустрии, а иногда и мир. И это делает весь процесс таким захватывающим. Все, кто к этому причастен, очень воодушевлены, это заставляет с радостью просыпаться каждое утро и трудиться до позднего вечера.

— Школа управления СКОЛКОВО — это одновременно и бизнес-образование, и нетворкинг. Что важнее — само бизнес-образование или опыт и навыки общения?

—  На самом деле бизнес-образование — это не про знания. Потому что, если тебе нужны знания, ты можешь прочитать книги. Многое, что рассказывают в рамках лекции, можно узнать самостоятельно. Конечно, есть определенные вещи, которые настолько быстро меняются, что до книг даже не доходит. Но в то же время есть множество ресурсов, которые предоставляют актуальную информацию. Поэтому бизнес-образование — это взаимодействие с другими участниками процесса, с другими студентами, каждый из которых имеет свой уникальный опыт. И, делясь этим опытом, они обогащают друг друга. Личность преподавателя тоже очень важная часть. И химия, которая происходит в рамках этих вещей, приправленных комплексом различных образовательных методов, называется образовательным инжинирингом и дает настоящий результат.

— Lifelong learning — это просто тренд?

—  Думаю, этот тренд не дань моде, а довольно естественная вещь, к которой все постепенно придут. Слишком быстро происходит развитие событий. Поэтому образование — это не просто какой-то этап жизни, это то, что теперь должно пронизывать всю жизнь любого человека, и если ты занимаешься бизнесом, то это бизнес-образование. Если ты занимаешься какими-то другими вещами, то это образование в других областях.

Образ Виталия Полехина — осенне-зимняя коллекция HENDERSON 2021/22.

— Как одеваться на питчинг, чтобы произвести впечатление на инвесторов? Есть ли какой-то негласный кодекс?

—  Наверное, сложно представить себе ситуацию, когда молодые стартаперы приходят к инвесторам просить деньги, а сами одеты в дорогие костюмы. Типичная история про стартаперов — это футболки и худи, они редко задумываются о том, как выглядят. Что касается инвесторов, несмотря на то что они находятся на том же рынке, все-таки соблюдают более строгий и деловой дресс-код. Это люди, которые инвестируют не только свои, но и чужие деньги, поэтому соответствие определенному деловому стилю — это некая норма.

— Несмотря на следование трендам а-ля Джобс или Цукерберг, в XXI веке предпринимателю не уйти от делового костюма — это классика, которая всегда будет актуальна?

—  Я достаточно часто хожу в футболках и худи, но большую часть времени, особенно когда речь идет о деловых встречах, я все-таки предпочту футболке пиджак и рубашку. Я очень редко ношу галстук, но в остальном придерживаюсь более делового стиля. Так с помощью одежды я ловлю нужный мне настрой.

Думайте о главном, а вопросы стиля доверьте HENDERSON!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Антон Семенов, генеральный директор АО «Белая Дача» — об образовании как выходе из зоны комфорта, агро-потенциале России на мировом рынке и правилах дресс-кода.
Новаторы нашего времени
Евгений Шиленков, заместитель генерального директора «Велес Капитал» — о риске, амбициях в российском футболе и о том, как инвестировать в собственный стиль.
Новаторы нашего времени
Михаил Кучмент, предприниматель и инвестор, сооснователь «Hoff» — о необходимости цифровой трансформации, непрерывном обучении и способах быть стильным в современном ритме жизни.
Новаторы нашего времени
Юрий Макаров, управляющий партнёр «ONE STORY» — о преимуществах российского образования, soft skills и любви к классическому стилю одежды.
Новаторы нашего времени

Читайте также

bannerbannerbanner