К главной
Спецпроект
Бизнес-консультант и основатель маркетплейса сервисов для бизнеса ONE STORY Юрий Макаров о преимуществах российского образования, о том, что soft skills невозможны без hard skills, и о потребности помогать другим
main
В совместном проекте «РБК Стиль» и HENDERSON выпускники Школы управления СКОЛКОВО, успешные предприниматели и инвесторы, рассуждают о современном бизнес-образовании, будущем бизнеса в России и стиле как способе самовыражения.

— Как устроен маркетплейс ONE STORY и кто ваши клиенты сегодня?

—  Мы строим платформу бизнес-сервисов нового поколения и своей бизнес-моделью отличаемся от существующих игроков. Есть классические сервисные компании: консультанты, интеграторы и т.д. Когда к ним обращается клиент, сила их предложения и качество их сервиса определяются тем, какие компетенции есть у текущей команды. Мы в ONE STORY верим в то, что компетенция — это понятие распределенное и что невозможно все лучшие компетенции собрать под одной крышей. Люди переходят с места на место, создают свои компании, и компетенция перетекает вместе с ними. Поэтому мы методично ищем тех, кто действительно лучший в своем деле. Мы верим в то, что умение строить и работать в партнерстве — это компетенция будущего. Таким образом мы развиваем вокруг себя огромную экосистему бизнес-сервисов, консультантов, вендоров технологий, экспертов для того, чтобы при возникновении той или иной задачи у клиента мы могли бы подобрать для него лучшую на рынке команду исполнителей, экспертов, а не специалистов «широкого профиля». Это такой YouDo для бизнеса.

— То есть, с другой стороны, вы помогаете и исполнителям найти заказчика?

—  Да, рынок бизнес-сервисов представлен сотнями тысяч компаний: кто-то уже имеет свой пул клиентов и репутацию, а кто-то только начинает путь. А зачастую те, кто в начале пути, являются бывшими звездами крупных корпораций, которые встали на предпринимательский путь. Они — те самые носители компетенций, которые больше всего нужны заказчикам, но пока не попадают в перископ крупных компаний. Для таких, как они, в том числе мы создаем возможности развития, так как формируем воронку заказов на их компетенции. Так мы рассчитываем поддержать развитие предпринимательства в России.

—  По модели ONE STORY мы также разрабатываем мобильное приложение — помощник для руководителей бизнеса. Это приложение автоматизирует работу ONE STORY и даст возможность заказчикам взаимодействовать со структурированным рынком напрямую. Как сегодня стало легко покупать товары на маркетплейсах, так же завтра будет легко выбирать компанию-исполнителя или технологического вендора для решения своих актуальных бизнес-задач.

Образ Юрия Макарова — осенне-зимняя коллекция HENDERSON 2021/22.

— Какие запросы помощник обрабатывает для топ-менеджеров?

—  Мы проводили исследование среди руководителей бизнеса, в том числе и среди сколковского сообщества, и выявили пять актуальных проблем, которые помощник и будет решать. Во-первых, руководители смогут получить экспертизу или совет через взаимодействие с экспертами, экспертным советом или соответствующим профессиональным сообществом. Во-вторых, смогут найти и выбрать лучшего подрядчика для реализации своих задач — сервисную компанию, консультанта, интегратора и т.д. В-третьих, найти и выбрать релевантную технологию для автоматизации своих бизнес-процессов. А также подобрать образовательную программу для себя или своих сотрудников или найти сотрудника/команду на постоянную или проектную занятость. Мы планируем постоянно расширять спектр доступных возможностей, в том числе и в персональных сервисах, чтобы своим продуктом максимально облегчить жизнь занятого руководителя.

— Получается, что это достаточно новый продукт на российском рынке. Это здорово. Но иногда кажется, что «все идеи уже придуманы». Как молодому амбициозному предпринимателю мотивировать себя, что по-прежнему можно создать что-то инновационное и новаторское?

—  Я тоже всегда говорю: «Если у человека возникла идея, значит, скорее всего, ее уже кто-то реализует». Сгенерировать идею сравнительно легко; кстати говоря, большая часть идей ко мне пришла именно во время прохождения той или иной образовательной программы, а ONE STORY — это квинтэссенция моего образовательного опыта в России и за рубежом. Так вот, реализация идеи — задача другого порядка. Важно в первую очередь понять, какие у тебя есть уникальные компетенции, в чем твой талант и как он может быть реализован. Затем важно не бояться ошибиться и начать тестировать. Сейчас такое время и такие возможности, что любую идею можно протестировать за неделю, а то и за день. А как только ты входишь в процесс, тебя это так увлекает, что ты начинаешь перебирать большое количество идей, и они срастаются вместе. Так и рождаются уникальные продукты.

— Вы также и спортсмен. Есть ли некая «профдеформация» — допустим, смотрите на бизнес с точки зрения спорта?

—  Конечно, есть прямая зависимость спорта и бизнеса. Она в двух аспектах. Первый — подход к тренировкам требует определенной системы и персональной ответственности. А бизнес — это такой же забег. То есть Ironman — это не соревнования сами по себе, это путь подготовки к этим соревнованиям. То же самое и с бизнесом. Бизнес становится успешным в результате того, что ты принимаешь правильные решения каждый день, а если падаешь — встаешь, отряхиваешься и продолжаешь движение к цели.

Второй аспект — про веру в безграничность возможностей. Когда я начинал заниматься, многие просто не верили, что можно пройти дистанцию Ironman до конца. Ты ставишь огромную недостижимую цель, но вскоре понимаешь, что поступательными шагами к этой цели можешь дойти. И в бизнесе то же самое — какие-то вещи кажутся неподъемными, но, системно занимаясь ими, ты можешь достигнуть суперцели, которая вдохновляет не только тебя, но и твою команду.

Образ Юрия Макарова — осенне-зимняя коллекция HENDERSON 2021/22.

— Отразилась ли ваша спортивная активность на повседневном гардеробе — какой стиль вам близок больше всего?

—  Как ни странно, нет. Видимо, произошло разделение «бизнесового» стиля, стиля lifestyle и стиля спортивного. Сегодня часто можно увидеть, что в деловой среде люди ходят в кроссовках, а я надеваю кроссовки, только когда собираюсь бегать. В моем гардеробе много классической одежды. Я считаю, что если ты хочешь делать хороший продукт, то важно и выглядеть соответствующе.

— Вы проходили программу и в Стэнфорде, и в Школе управления СКОЛКОВО — есть ли какая-то колоссальная разница в подходе к бизнес-образованию между западными странами и Россией?

—  Я не увидел, честно говоря, большой разницы. Очень важно смотреть на профиль и опыт преподавателей. Любой университет, который воспитывает свою профессуру, имеет кривую распределения лучших и середнячков. Даже самые топовые университеты имеют такое же распределение, там есть 10, 15, 20% звезд. Например, профессор, который преподавал нам экономику в Стэнфорде, только что получил Нобелевскую премию. Что мне нравится в Школе управления СКОЛКОВО, они нашли сбалансированный подход — в Школе есть и своя профессура, и есть огромный пласт людей, которых Школа привлекает из других именитых мировых университетов. В этом смысле модель работы ONE STORY схожа с той, по которой работает СКОЛКОВО. Мы находим и привлекаем лучших профессионалов, а Школа — лучших в мире преподавателей. И в этом смысле СКОЛКОВО не только встает на одну ступень с рядом топовых зарубежных школ, но также и превосходит их по ряду критериев.

— А почему вы в свое время выбрали Школу управления СКОЛКОВО? Был ли тогда какой-то стереотип и вопрос самому себе, зачем вкладывать деньги в российское образование?

—  Конечно, у меня был стереотип. Сейчас я живу в совершенно другом контексте и думаю: «Неужели у людей есть такой стереотип?» Тогда у меня были возможности поехать в любую школу мира. Но потом я начал системно анализировать, какие у меня есть факторы принятия решения. Я как человек с техническим образованием люблю принимать решения системно, а не эмоционально. Выбор международной школы часто эмоциональное решение. Важно смотреть на нетворк — людей, с которыми ты учишься. Если ты планируешь жить и работать в России, то тебе нужен локальный нетворк. Ну и стоимость программы в СКОЛКОВО конкурентоспособна. В итоге я принял решение совместить два образования вместе. За тот бюджет, который я бы потратил на международную школу, я поучился и тут, и там.

— А есть какие-то планы на дальнейшее обучение — подтянуть какие-то скилы, пройти еще какие-то программы?

—  В какой-то момент я понял, что «хардов» мне на текущий момент хватит, а вот с «софтами» еще работать и работать. Я сейчас осмысливаю свою дальнейшую образовательную траекторию. К сожалению, выбор подходящей для тебя образовательной программы все еще непростой процесс.

Образ Юрия Макарова — осенне-зимняя коллекция HENDERSON 2021/22.

— Как вы думаете, с приходом soft skills трансформировался ли как-то бизнес в России?

—  Мне кажется, в России бум на soft skills еще не пришел. Пока это, скорее, мировая тенденция. Исторически мировое образование было направлено в первую очередь на то, чтобы разрабатывать «софты», а у нас «харды». Поэтому со вторыми у нас все более-менее хорошо. А с soft skills ощутимо хуже. И, с одной стороны, я разделяю мнение, что человеческий талант можно развернуть только тогда, когда все правильные «софты» на месте. Но здесь есть огромное но. Без профессиональных компетенций далеко не уедешь. Различных инфоцыган, за которыми ничего не стоит, сейчас настолько много, что они засоряют среду. И это усложняет нормальному человеку путь к поиску реальной экспертизы. В этом смысле хорошо, что появляются такие институции, как Школа управления СКОЛКОВО, которые могут послужить неким фильтром и гарантом качества образования.

— Какой главный урок вам преподнесла жизнь на сегодняшний момент?

—  То, что жизнь обусловлена. Каждый человек находится в определенных условиях, в каком-то контексте, и ему кажется, что эти условия объективны и постоянны. Но сегодня ты можешь быть на высоте, а завтра ты можешь быть никем, и наоборот. Важно при этом сохранять свою собственную адекватность, гибкость, адаптивность и в первую очередь думать о том, какую социальную выгоду ты несешь. Я осознал, что меня существенно меньше беспокоит тема личного благосостояния и гораздо сильнее мотивирует вопрос того, что я создаю для общества и какой мой вклад в мир, в котором будет расти и развиваться новое поколение. Я уверен в том, что, если бы все бизнесы создавались и велись через эту призму, мы жили бы в другом мире.

Думайте о главном, а вопросы стиля доверьте HENDERSON!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Антон Семенов, генеральный директор АО «Белая Дача» — об образовании как выходе из зоны комфорта, агро-потенциале России на мировом рынке и правилах дресс-кода.
Новаторы нашего времени
Евгений Шиленков, заместитель генерального директора «Велес Капитал» — о риске, амбициях в российском футболе и о том, как инвестировать в собственный стиль.
Новаторы нашего времени
Михаил Кучмент, предприниматель и инвестор, сооснователь «Hoff» — о необходимости цифровой трансформации, непрерывном обучении и способах быть стильным в современном ритме жизни.
Новаторы нашего времени
Виталий Полехин, президент Международной организации инвесторов INVESTORO, Руководитель Клуба инвесторов Школы управления СКОЛКОВО — о том, как одеваться на питчинг и стартапах, которые меняют мир.
Новаторы нашего времени

Читайте также

bannerbannerbanner